0 0
Read Time:14 Minute, 4 Second

Перед прочтением материала рекомендуется ознакомится с общей информацией раздела. 

Вектор Я (Sch) указывает на структуру и степень жёсткости или мягкости Эго и включает в себя:

фактор k (изображения кататоников) представляет потребность поддерживать нарциссическую целостность и отчуждение Эго от окружающей среды;

фактор p (фотографии параноидальных шизофреников) представляет обширные потребности Эго, склонность сливаться с объектами окружающей среды.

Четыре функции Я

В качестве введения в вектор Я, ниже приведены выдержки из книги «Я-анализ» Л. Зонди о четырёх функциях Я. Включены замечания по профессиям и интересам.

Четыре элементарные функции Я – это проекция, инфляция, интроекция и негация.

  1. Проекция (p-) – это первоначальное, примитивное бессознательное элементарное устремление Я, которое передаёт силу и мощь бессознательного в объект внешнего мира. Неосознаваемое конечное устремление этой проекции является желание стать одним целым объектом, т.е., побуждение участия.
  2. Инфляция (p +) – это бессознательное примитивное стремление к удвоению, желание быть первоначальным существом двойной сущности, быть «двумя сексуальными существами» (гермафродитом), объединять в себе мужчину и женщину. Бессознательное стремление каждой инфляции – это стремление к совершенству (полнота, абсолютность). Удвоение и совершенство возникают в душе посредством осознания бессознательных умственных противоположностей.
  3. Интроекция (k +) – это бессознательное изначальное элементарное стремление Я к инкорпорации, овладению, ассимиляции всех ценных объектов и представлений о внешнем и внутреннем мире. Бессознательный конец каждого интроекции – это стремление иметь все.
  4. Негация (k-) – это бессознательное элементарное стремление Я к отвержению, отрицанию (говорить нет) и к подавлению определённых требований, представлений и переживаний. Бессознательная конечная цель каждого отрицания – это обезличивание всех идеалов быть (p +) и иметь (k +), в конечном счёте разрушение, если зайдет слишком далеко.

Бессознательные тенденции в стремлении быть единым с объектом, быть всем, иметь все, отрицании всего являются четырьмя бессознательными элементарными функциями Я.

Благодаря этому, с одной стороны, человек может быть социализированным, а с другой стороны, он может разрушить себя и объекты окружающего мира. Поэтому результатом проекции (p-) является телесное и духовное объединение человечества в пары, семьи, группы, кланы, социальные группы.

Результатом инфляции (p+) является художественный драйв от совершенства (полноты, абсолютности) посредством религии, искусства, поэзии и научных исследований.

В результате социализированной интроекции (k +) мы думаем о материальной, интеллектуальной собственности и товарах, как об «элементах капитала» в силу характера, профессии, рода деятельности, а также, обо всём капитале, фигурирующем в качестве материальных благ в жизни человека и общества.

Негация (k-) имеет двойной социальный смысл: в одном случае социальная адаптация к реальности, а в другом – разрушение. Количество отрицательных ответов определяет, происходит ли адаптация или разрушение.

Вначале функция эго состоит исключительно из функции участия (p-). И только когда быть единым с матерью, миром, и всем становится невозможным, Я вынуждено использоваться собственные резервы и силы, реализоваться в другой форме. Таким образом, появляется вторичная проекция (отрицательная связь с объектом), инфляция, интроекция и негация.

Интроекция

Через интроекцию (k+)  Я может нейтрализовать большинство угрожающих личности тенденций. Я, действуя через тенденции бытия (p+) имеет интересы (k+). Все, чем может быть диастолическое (расширяющееся) Я, посредством инкорпорации может быть сведено к интересам обладания. Таким образом, угроза расширения трансформируется в защиту в виде наличия интереса к чему-то. (интроекция переносит объект в сферу Я в качестве интереса).

Может ли, например, человек обладать могуществом, подобным Богу? Если он так считает, то является сумасшедшим. Однако, если он трансформирует потребность Бытия-Бога в своё Я и создаёт из придуманного существа сферу научных интересов в области мифологии, религии, религиозной психологии, то при этом человек защищается от угрозы безумства. Отныне он больше не будет желать стать Богом; он получает удовлетворение от того, что сделал Богов особым интересом и, таким образом, стал мифологом или религиозным исследователем. Многие профессиональные увлечения возникают посредством интроекции угрожающих инфляционных или проективных стремлений. Вместо желания быть кем-то (например, желанием женщины быть мужчиной, желание мужчины быть женщиной, быть убийцей или преступником), в реальности через эгостистолу (k+) появляется адекватный интерес: гинеколог, судмедэксперт, тюремный служащий и т. д. Эгостистола (k+) также может осуществлять деятельность по интроекции в качестве способа ограничения сфер бытия посредством интересов, профессионального выбора и формирования характера, обеспечивающих единство и здоровье Я.

Фактор k

(k = кататония)

(М. Ахтних: понимание, разум, логика, потребность в интеллектуальной ясности, ограничение, объективность, реальность)

 Фактор k +

(k = кататония)

k+ является интроективной функцией Я. Л. Зонди называет это Я тем, которое ставит цель иметь ценные объекты и знания этого мира. Это материальное Я. Это та часть самости, которая, как ни парадоксально, хочет быть эмоционально отделённой от объектов мира, но в то же время она желает сосредоточиться на реальном мире ценных объектов в их конкретной физической форме. Я k+ имеет идеализированное представление о самом себе, подобно Нарциссу, склонившемуся над своим зеркальным отражением в воде. k+ любит именно этот образ, а не чуждые объекты внешнего мира. Это является основанием для того, чтобы назвать человека k+ эгоистичным, независимым и эмоционально отчуждённым (объективным, управляемым разумом и интеллектом). Все, что имеет ценность во внешнем материальном мире – будь то люди, вещи или знания, воспринимаемые человеком k+, становится предметом интереса и должно быть получены. Человек k+ страдал от болезненного отделения от матери (т.е. от отделения от привычной окружающей среды) и теперь должен поддерживать это разделение во всех отношениях.

Художник в стадии предания формы своим идеям, порождённым фактором р, находится под влиянием фактора k+. Художник должен быть отделен от материального объекта (будь то музыка, живопись, скульптура, стихотворение, роман) для того, чтобы придать ему физическую форму. Форма подразумевает порядок, который является основной задачей k+. С. Дери утверждает, что человек k+ любит Моцарта и Баха, потому что эта музыка очень структурирована. Логика направляет основные эмоции в музыке.

Профессии, удовлетворяющие потребность k+

В нижеперечисленном М. Ахтних склонен придавать большое значение фактору k- в своём списке деятельности, хотя он преподносит это как фактор k+.

Деятельность фактора V: разум, понимание, жажда знаний, чувство реальности (фактор k в целом виде по Л. Зонди):

  1. точно воспринимать, наблюдать, быть внимательным, концентрироваться (считаться само собой разумеющимся во всех профессиях повсеместно);
  2. учиться, приобретать знания (учащиеся в школах и местах обучения (это в основном интроекция: k +));
  3. давать названия (составлять номенклатуры), обозначать, отмечать, записывать, писать (очень много профессий во многих местах, преимущественно офисных);
  4. приводить в порядок, разделить, регистрировать, классифицировать (начальник магазина, государственный служащий, архивариус, библиотекарь, офисный работник, работники регистрационных бюро, магазинов и библиотек);
  5. подсчитывать, вычислять (проектировщик, бухгалтер, корректор, аудитор, кассир, продавец, все те, кто занимается техническим управлением и администрированием, работой за компьютером и статистикой);
  6. измерять, обследовать, оценивать (технические занятия и многие рабочие профессии во множестве мест и, в частности, на фабриках, строительных площадках и лабораториях);
  7. копировать, чертить (занятия в офисах, технический чертёжник);
  8. следовать инструкциям, следовать букве закона, соблюдать правила, быть надёжными и заслуживающими доверия, быть точным, быть усердным, упорствовать, быть выносливым, иметь регулярную работу, привычки (большинство занятий повсюду (см. d-.)).
  9. точно адаптироваться, регулировать, настраивать, что-то приспосабливать (высокоточные технические занятия, например, прецизионный, часовой промышленности, оптическая работа на заводах);
  10. собирать, возводить (механик, инженер, слесарь, технические профессии в промышленности, администраторы, работающие с аппаратами и машинами);
  11. проверять, контролировать, защищать, сравнивать (эксперт, инспектор, диагност, критик, специалиста по обработке данных, компьютерный эксперта в местах проведения проверок);
  12. исправлять, улучшать (корректор, учитель);
  13. автоматизировать, механизировать (технические профессии в отраслях, связанных с аппаратурой, механизмами и роботизированными машинами)
  14. конструировать (профессии по техническому проектированию, проектировщик, чертёжник, люди, занимающиеся дизайном и работающие с техническими материалами);
  15. организовывать, планировать, управлять, администрировать, систематизировать (планировщик, диспетчер, менеджер, организатор, планировщик программ, администратор, руководитель религиозного учреждения, руководитель в промышленности, торговли);
  16. понимать логические связи, доказывать, абстрагировать (теоретик, логик, компьютерная обработка данных с использованием логики, теории, системности, достоверности);
  17. критиковать, судить (цензор, критик, эксперта, советник, диагноста повсюду);
  18. объяснять, информировать, обучать, учить, всегда приносить что-то другим (учитель, инструкторы повсеместно, работники школ);
  19. решить, поставить себе цель (очень много профессий предоставляют возможности для принятия самостоятельных решений);
  20. требовать порядок, дисциплинировать, давать приказы, давать указания, давать поручения, быть уполномоченным (должности, в которых имеются инструкции, предоставляются властные полномочия).

 

Фактор k-

(k = Кататония)

В то время, как человек k+ эмоционально независим от объектов, лиц и интересов окружающей среды, человек k- управляется средой и её представителями. Модель – это ученик, который только идёт в первый класс. Ранее его желания были для него доминирующими. Теперь он должен соответствовать пожеланиям общества в лице школьных властей, правилам и занятиям, одобренным конкретным обществом. Теперь человек должен подавлять свои собственные желания: одни не одобряются его собственной внутренней цензурой, другие – не одобряются окружением. Человек k-принимает утверждённые правила и положения социальной среды. Законы, правила, обычные роли – все они становится его проводниками. Порой он подавляет, отрицает и противодействует даже собственному воображению. Адаптируется к правилам среды. Как и в случае k+, по-прежнему преобладает разделение, поскольку человек k- держит эмоциональную дистанцию ​​от собственных внутренних чувств и от окружающей среды. Человек k+ следует за собственными желаниями, которые легко могут противоречить популярной культуре, а человек k- ориентируется на общественное мнение. Человек k+ может быть свободным художником, в то время как k- следует фиксированной формуле в деятельности любого рода. Человек k- и творчество не очень совместимы. В конечном счёте, Л. Зонди определяет человека k-, как обычного человека, идущего до конца жизни под музыкальный марш общественных предписаний.

Интерпретация отвержение фактора k по М. Ахтниху

Следует отметить, что, хотя М. Ахтних описывает фактор k в целом, не разделяя его, большую часть перечисляемых им видов деятельности или функций составляет фактор k-. Поэтому, в приводимом здесь значении, k- является фактором адаптации и подавления собственных желаний во благо общества.

Отвергаемый фактор

 

Родная, исходная потребность фактора

Защита, направленная на

Защита в качестве реакции (реакция обратная исходной потребности)

-V (k-) разум, здравый смысл

быть рациональным

приспособление,

ограничение,

обязательность

не адаптируемое поведение, нарушения обучения

В таблице ниже представлена полная защита и реверсия фактора V (k-).

Отрицаемый фактор

Полная защита

Реверсия

-V (k-)

Может быть отрешённость от всех технических и экономических вопросов, всех точных, педантичных и подобных форм поведения, единообразных правил. Это указывает на определённую «компульсивность», которая присуще всякой низкоквалифицированной деятельности. Таким образом, отрицание V (разум, здравый смысл) вызывает торможение в отношении достижений целей, нарушений в сферах образования и работы. Отрицание авторитета, например, может проявляться как подростковая оппозиция. Между мужскими и женскими результатами тестов с V-  существует существенное различие: для женщин отрицание фактора V является, так сказать, «нормальным» и относится к их «женственности».

Одни поддерживают функции управления и регулирования. Поэтому человек готов работать точно и тогда, когда это необходимо.

Негативизм не слишком выражен и несколько сдерживается. В любом случае, сохраняется готовность адаптироваться и включиться в общественную систему.

 

Фактор k 0

(k = кататония)

Во многих отношениях k фактор – это то, что обычно считается Я.  Л. Зонди использует термин Я применительно ко всем функциям Я, но на самом деле k фактор и p фактор составляют самость, так как Я называется мостом противоположностей. Фактор р тесно связаны с Оно и эмоциями; k фактор является представителем контроля над внешним выражением желаний и эмоций Оно. Л. Зонди называет k фактор систолой, или конструктивным, а фактор p диастолой, или экспансивным.

В этом контексте k0 означает отсутствие управляющего фактора k. Элементы управления Я отсутствуют. С. Дери поясняет полный смысл k0. Она заявляет, что k0 означает первичный нарциссизм: такое состояние, при котором человек возвращается к детским ощущениям, у ребёнка ещё отсутствую разочарования, т.к. происходит немедленное удовлетворение всех желаний. Это состояние сада Эдема перед падением. В этом состояние нет ни каких объектов, поскольку присутствие матери становится очевидным только тогда, когда ребёнок начинает испытывать некоторые неудовлетворённые потребности. k фактор возникают только тогда, когда есть потребность в желаниях и объектах; в этом случае появляется мать.

Появление фактора k0 после того, как фактор k испытывал напряжение, означает, что функции фактора k были реализованы определённым положительным или отрицательным образом.

 

Фактор p

(p = паранойя)

(М. Ахтних: дух, интуиция, творчество)

Фактор p +

(p = паранойя)

С. Дери помещает фактор p в Оно. Человек p+ живёт и нуждается в окружающей среде и людях. Она рассматривает фактор p как ворота к самовыражению во внешнем мире. В то время как фактор k хочет эмоционально отделиться от внешнего мира, даже желая материально использовать этот внешний мир, человек фактора p хочет слиться с внешним миром и его объектами и быть эмоционально вовлечённым. Человек фактора p хочет жить, разделяя свои потребностями с другими.

Как писал Л. Зонди, человек хочет быть всем и быть полным. На самом деле, человек p+ стремится к полноте и совершенству. С. Дери указывает, что человек p+ идеалистичен. Человек p+ силен словами. Жан Мелон в своей книге о Л. Зонди, ставит фактор p+ на самую высокую ступень развития, поскольку p+ связан с самим языком и завершающим развитие. Ж. Мелон называет человека р+ мыслителем. Он также называет человека p+ создателем. Творчество происходит со стороны p+ и p-, воплощается в реальность фактором k+ и подвергается критике фактором k-.

У человека p+ может быть грандиозная судьба, потому что, отделяясь от матери, этот человек извлёк силу матери и стал одновременно и собой, и матерью как единым целым. В конечном счёте, человек p+ может сливаться со всем человечеством и Богом. Границы между противоположностями преодолеваются, и все становится единым.

Профессии, удовлетворяющие потребности p

М. Ахтних в прилагаемом им перечне деятельности, перечислят как функции фактора p +, так и функции фактора p-.

Деятельность фактора G: дух, интуиция, идейность, воображение (фактор p в целом виде по Л. Зонди):

  1. размышлять, философствовать, воображать, музицировать (философ, гуманитарий, искусствовед, мистик, основатель движения в колледже или школе, использует интеллект, озарения, идеи, интуицию, медитацию, интересуется бессознательным, миром религии, философией, метафизикой, мистикой и оккультизмом (p- здесь тоже присутствует);
  2. видеть и устанавливать интуитивные связи и отношения, объединять, решать проблемы, иметь психологическое понимание (психолог, психиатр, карьера советника, исследователь истории, археолог, который не привязан к одному месту пребывания);
  3. расследовать, допрашивать, выискивать, быть детективом, высказывать, вынюхивать (юрист, криминолог, прокурор, судья, детектив, шпион, аудитор (это все в основном p-));
  4. исследовать, обследовать, обнаруживать, тестировать, искать новое и неизвестное (исследователь, изобретатель, химик, физик, астроном, врач-исследователь, фармацевт, футуролог, изобретатель механизмов, первооткрыватель, работник в исследовательской лаборатории, в экспедиции, сотрудник, проводящий исследования в области естественных наук и технических наук, человек, использующий независимость и свободу интеллекта и духа для улучшения, совершенствования, нахождения полноты и даже воплощая гениальные решения);
  5. создавать, заниматься творчеством (поэзией, музыкой), сочинять (художник, скульптор, композитор, писатель, кинорежиссёр, модельер, кутюрье, архитектор, работник художественной студии, человек, использующий творческую фантазию, воображение, представления и символы);
  6. погружаться во что-то, сопереживать (дирижёр, музыкант, психиатр, криминолог, синхронный переводчик, психиатры и психологи используют интуицию и готовность к пассивной идентификации (интуиция – это тоже p-));
  7. распространять идеи, завоёвывать влияние, убеждать, успешно запускать новые продукты (менеджер продажам, менеджер по продуктам, политик, журналист, профессор, миссионер);
  8. убеждать в чём-то, говорить что-то, предлагать, гипнотизировать, давать обещания, пробуждать желания (политик, эксперт по рекламе, гений по продаже вещей, реставратор, человек, участвующий в массовых встречах и переговорах, ведущий переговоры, использующий силу убеждения, внушения, увлечения, эмоции и магнетизм (магнетизм – фактор p+));
  9. полагать, иметь представление, предвидеть (священник, теолог, проповедник, сектант).

 

Фактор p-

(p = паранойя)

Фактор p- изначально появляется в развитии Я, а уже позже возникает p+.

Моделью p- – это ребёнок, как одно целое с матерью. Л Зонди называет это участием, а также проекцией. Этот союз находится на бессознательном уровне. Позже, после того, как ребёнок осознает, что возможно отделится от матери и окружающей среды, он жаждет этого состоянии. В отличие от человека p+, осознавшего некоторые бессознательные потребности, человек p- не осознает, каким образом живёт во внешнем мире, каковы его потребности. В то время как человек p+ имеет грандиозное представление о себе, человек p- чувствует себя хуже остальных, если нет положительного слияния с другим человеком, идеей или ситуацией. В этом случае p- ощущает влияние другого человека или идеи. Человек p- постоянно отражает свои потребности на окружающий мир. У человека p- есть отличная интуиция, поскольку идеи поступают извне или изнутри без какой-либо логической и сознательной, интеллектуальной обработки. Человек p- может сливаться с окружающим миром, то есть принимать более глубокое участие. Отрицательная сторона человека p-, как и p+ – это мысли о преследовании другими. Это отрицательное качество, поскольку человек p- все ещё находится в союзе с другим, только теперь в отрицательном.

С. Дери указывает на то, что художники и скульпторы люди p-, поскольку они невербальное выражают свои эмоции в отличие от писателей (люди p+).

Л. Зонди указывает, что p- является наиболее распространённым из всех факторов Я и, наряду с k-, является главным компонентом нормального среднего человека. И p-, и k- ориентированы на общество и следуют за ним.

Интерпретация отвержения фактора p по М. Ахтниху

Отвергаемый фактор

Родная, исходная потребность фактора

Защита, направленная на

Защита в качестве реакции

-G (p-) дух, интуиция

фантазия, идейность дающие полную свободу

 

интеллектуальность

 

чувство неполноценности, зависть, пресыщенное отношение

В таблице ниже представлена полная защита и реверсия фактора G (p).

Отрицаемый фактор

Полная защита

Реверсия

-G (p-)

Отрицание интеллекта (духа) – возможно, потому, что человек бежит, возможно нет таланта. Такой человек не будет стремиться к более высококвалифицированным профессиям и должностям, возможно, из-за частых неудач. У человека нет ни творческих фантазий, ни интеллектуальных (духовных) способностей, ни научных интересов. Некоторые, из таких людей, больше стремятся к объективно-практическим занятиям, в которых все прописано.

Проблемная ситуация: чувства неполноценности, но тем не менее все же будут стремиться к более высоким позициям … Побуждение почерпнуть что-то у «знаменитых людей».

 

Фактор p0

(p = паранойя)

Фактор p связан с Оно тем, что побуждения хотят проникнуть во внешний мир. Однако это не может свободно произойти, если только k не станет нулевым. В таком случае может произойти самовыражение и слияние с людьми, идеями и вещами внешнего мира. А вот если есть, например, k-, то желание слиться с внешними объектами и выразить свои внутренние желания будут подавлены.

Хотя мы вообще не обсуждаем патологические аспекты различных факторов, необходимо отметить, что согласно наблюдениям С. Дери, Я k+ и  k-  вместе с p0 означают компульсивные явления. Поэтому энергия и желания, обычно направленные на внешний мир, поглощаются внутренней мыслью, ритуалами и компульсиями. Происходит интеллектуализация эмоций фактора p.

 

 

Happy
Happy
0 %
Sad
Sad
0 %
Excited
Excited
0 %
Sleepy
Sleepy
0 %
Angry
Angry
0 %
Surprise
Surprise
0 %