Перед прочтением материала рекомендуется ознакомится с общей информацией раздела.
Пароксизмальный вектор (P) описывает область эмоционального контроля:
фактор e (фотографии эпилептиков в контролируемой стадии) описывает способ субъекта справляться с агрессивными, воинственными эмоциями (область фактора s);
фактор hy (фотографии истериков) указывает на то, как у человека обстоят дела с нежными, тонкими эмоциями (область фактора h).
Фактор e +
(e = эпилепсия)
(М. Ахтних: социальный аспект SH = готовность помочь, потребность делать добро, брать на себя ответственность за других людей, помогать, лечить и заботиться)
Эпилепсия относится к пароксизмальному побуждению, или вектору. Пароксизмальность означает, что существует картина периодического накопления энергии, которая аккумулируется до кульминационного момента, как при лихорадке, а затем внезапно разряжается. Фотографии эпилептиков в тесте Л. Зонди – это люди находившиеся в контролируемой стадии эпилепсии: накопление и ограничение разряда энергии.
Управляемая энергия – это агрессивная энергия из потребности садизма (s +).
Л. Зонди называет эпилептика в стадии контроля Авелем после того, как он был убит братом Каином согласно Ветхому Завету Библии. Каин свободно демонстрирует свою потребность, отказываясь от эмоционального контроля потребности садизма (s +). Каин совершает убийство в состоянии аффекта. Авель и Каин – две стороны одной и той же монеты: оба испытывают одинаковую потребность в накоплении агрессивной энергии, а затем её внезапной разряжают, что часто удивляет и поражает окружающих. Позже в своих работах, Л. Зонди стал использовать Моисея как модель потребности e+, потому что Моисей был Каином и в юности убил из гнева египтянина.
Эпилептическое сравнение является моделью для этой потребности пароксизмального вектора.
На контролируемом этапе эпилептики e+ характеризуются как излишне положительные, оказывающие помощь и религиозные. Они очень обеспокоены добром и злом: этическими вопросами. Существует, однако, нечто неправдоподобное в желаниях делать добро и приносить пользу, поскольку они могут быть реверсивной реакцией, сформированной на основе первоначального желания причинить вред и даже убить другого человека.
Пароксизмальный вектор является представителем суперэго. В частности, в эпилептической потребности есть запрет на убийство «Ты не должен убивать».
Человек, который выбирает e+, идентифицирует себя со строгой потребностью в контроле разрядки грубых и агрессивных чувств, проистекающих из потребности садизма. Этот элемент управления указывает на активное суперэго. Человек глубоко озабочен вопросами добра и зла, справедливости и несправедливости. Религия обращена к людям с e+, потому что этические проблемы связаны религией. Если человек положительно выбирает более трёх фотографий эпилептиков то, скорее всего, такой человек (e+!) будет склонен к реактивному и компульсивному контролю агрессивных потребностей. Человек e+ очень моралистичен, принципиален и критичен, сильно страдает от вины за любые агрессивные действия. В то время как человек s- трансформирует свою агрессивную потребность в интеллектуальные и сублимированные действия, человек e+ пытается подчинить или подавить агрессию и грубые эмоции гнева, ревности, ненависти, стремления к мести и нетерпимости. Потребность e+ тесно связана с потребностью k, так как фактор k- связан с репрессивность, а k± указывает на компульсивность. m- обозначает маниакальность и показывает активное проявление агрессии, и является противоположностью строгого контроля грубых эмоций e+.
Нормальные люди (без серьёзных патологий) e+ часто занимаются профессиями и деятельностью, связанной с оказанием помощи другим. У М. Ахтних есть много примеров подобных занятий.
Существует придание, что царь, услышав о чудесах, совершенных Моисеем, приказал написать его портрет. Когда царь увидел портрет, то поразился: лицо Моисея отражало жёсткость, жестокость, жадность и амбициозность. Когда Моисей появился при дворе, выяснилось, что портрет оказался правдивым. Моисей объяснил, что все эти качества, действительно были присущи ему в юности (он был Каином). Но его великая доброта и сила заключались в том, что он смог преодолеть зло внутри себя (таким образом, стал Авелем).
Л. Зонди перечисляет такие характеристики e+ как совестливость, терпимость, желания делать добро, готовность помочь, желание исцелить и страх перед Богом.
Мысли и поведение человека e+ находятся в тесной взаимосвязи с социальной потребностью. Человек e+ имеет персональное взаимодействие с одним человеком; человек e- обращает свою энергию на группу людей, на человечество в целом, а не на потребность отдельно взятого индивида.
Искусственность в характере людей e+ может проявляться как чрезмерная опека, чрезмерный морализм, крайние сомнения, авторитарные убеждения, чрезмерность чувств, ответственности и потребность в жертвенности, чрезмерная набожность или фанатизм и чрезмерное торможение агрессии, споров или конфликтов с другими.
Нужно постоянно помнить, что за Авелем стоит Каин. Моисей – тому пример. Каин может появиться на переднем плане. Так часто случаются убийства в состоянии аффекта. Хороший врач, например, становится убийцей. Сталин был священником в юности (Авелем), а позже стал массовым убийцей (Каином).
Основными характеристиками темперамента e+ является теплота, ласковость и импульсивность; однако e+ могут скрывать все это за холодным внешним видом, потому что человек пытается справиться со своей эмоциональной разрядкой. Человек с e+ не является утончённым – он плохо справляется с серой ситуацией – следовательно, он часто жёсток в своих решениях или прямолинеен. У человека e+ существует абсолютная точка зрения. Он может быть откровенным и верным. Любит достоверность и ясность.
Амбиции людей e+ прочные и устойчивые. Они могут быть терпеливыми и скрупулёзными, потому что у них есть вкус к деталям и озабоченность организованностью, распорядком. Они составляют планы и обеспокоены рациональностью использования времени.
Так как у человека с e+ преобладают крайности, он стремится к равновесию.
Человек e+ по своей природе является добрым, мягким, терпимым и щедрым и всегда ищущим истину. Его природа может подтолкнуть его к мистицизму (это же имеет отношение к p-). Ему нужно верить во что-то и утихомиривать чувства.
В общем, среди e+ довольно редко можно найти людей, нарушающих нравственные общественные устои или правонарушителей.
Профессии, удовлетворяющие потребность e +
(на основе работы М. Ахтниха Der Berufsbilder-Test)
В своей книге «Судьбоанализ: выбор в любви, дружбе, профессии, болезни и смерти» Л. Зонди устанавливает, что в выборе профессии есть четыре составляющие:
- деятельность или функция;
- средства или рабочий инструмент;
- занятие или профессиональный объект / материал / цель;
- место.
Например, деятельность врача заключается в том, чтобы лечить и ухаживать; средства — готовность помочь, медикаменты, медицинские статьи и оборудование, профилактические меры и речь; профессиональные объекты – это тело и душа больного человека, а также животных; местами являются больница, пункты первой медицинской помощи, палаты, ветеринарные больницы.
В своей книге Der Berufsbilder-Test, М. Ахтних указывает, что каждый выбор профессии или работы включает в себя две потребности: одна потребность – первичная, другая – вторичная (но, безусловно, важная). В выборе профессии может быть более двух потребностей, но М. Ахтних концентрируется на двух самых важных. В случае с врачом первоочередной потребностью является e + (эпилептический круг по Зонди характера Авеля; в анализе М. Ахтних, социальный: готовность прийти на помощь, ухаживать за другими), а вторичная потребность – это e- (эпилептический круг Зонди конструктивного характера Каина; М. Ахтних называет это социальной потребностью: энергией, динамикой, движением, стремлением к активности). Основные функции врача – исцелять и ухаживать (e+), а второстепенные функции – брать на себя ответственность и быть предприимчивым (e-).
Деятельность e + (социальные потребности: лечить, оказывать сочувствие, ухаживать):
- лечить, ухаживать (врач, физиотерапевт, медсестра, деятельность в организации здравоохранения, лица, имеющие дело с несчастными случаями, ветеринар, медсестра);
- оказывать помощь, заботиться, поощрять, успокаивать, утешать, создавать комфорт, поддерживать (уход за больными, работник социального обеспечения, работник по уход на дому, учитель медицины, помощник в развитии детей, работник по уходу за детьми и подростками, акушер);
- молиться, проповедовать, иметь религиозное мировоззрение (священнослужитель, монах, пастор, священник, проповедник, дьячок, миссионер);
- направлять, вести, обучать, помогать (учитель, работник по уходу на дому, домашний наставник, учитель медицины, воспитатель в детском саду);
- советовать, оповещать (советник, советник в трудных жизненных ситуациях, профконсультант, психолог, консультант по браку, социальный работник, посредник);
- защищать, спасать (техник при спасательных работах, пожарный (e + и e-));
- спасать (спасательные занятия (e + и e-));
- социально обслуживать (социальные службы, социальный работник, организации мира);
- позволять жить и расти, сохранять (садовник, фермер, лесничий, биолог, зоолог, все занимающиеся защитой природы);
Фактор e-
(e = эпилепсия)
(М. Ахтних: социальный аспект SE = умственная энергия, динамичность, мужественность, стремление к независимости, потребность в движении, потребность к смене мест, перемещению; это Каин который конструктивно использует высокую энергию)
Авель, убитый добрый брат, представляет собой потребность e+; Каин, наполненный ревностью, гневом, ненавистью и яростью представляет злого брата, который убивает и отмечается Богом за свои грехи. И Авель, и Каин – две стороны одной и той же монеты. Пароксизмальный вектор также называют накопителем страхов или неожиданностей, потому что эти две противоположные тенденции могут сменять одна другую, и это шокирует людей. Во многих случаях убийцы становится религиозными – Авель, находясь в тюрьме. Даже татуировки заключённых, тексты песен шансон в большинстве случаев связаны с религией и религиозной символикой.
Независимо от того, является ли человек Авелем, Каином или Моисем у него существует потребность контролировать агрессивные эмоции s+.
Человек, который выбирает e- отвергает идентификацию с эпилептиком на стадии строгого контроля e+. Люди e- не хотят контролировать агрессивные эмоции и ненависть, гнев, ревность, ярость, зависть, месть и нетерпимость, которые существуют внутри них. Люди e- не оказывают эмоционального контроля над агрессией и грубыми эмоциями; подобно кипящему чайнику, выпускающему пар, у них случаются внезапные эмоциональные вспышки, которые поражают окружающих. Когда эмоциональная вспышка заканчивается, потребность e- превращается в e0, что указывает на высвобождение напряжения. Конечно, эпилепсия является лишь моделью для этой потребности в пароксизмальном векторе. После эмоционального взрыва некоторые Каины переходят в стадию Авеля и выдают в тесте Л. Зонди реакцию e+. Внезапные изменения поведения типичны для пароксизмального вектора.
У е- отсутствую этические вопросы и угрызения совести. Их суперэго слабовато, в отличие от строгого суперэго людей e+. Тем не менее, люди e- постоянно следят за любой несправедливостью, проявленной по отношению к ним, даже тогда, когда ситуация не причинила им реальной проблемы или не была оскорбительной. Таким образом, как это ни парадоксально, люди e- очень зависят от других, настолько же, насколько и люди e+, нуждающиеся в любви окружающих. Выбор hy сильно повлияет на конечный результат в пароксизмальном векторе.
Люди e- имеют тенденцию выражать, проживать свои импульсивные порывы, и быть беспокойными. В них есть заметное стремление к движениям и изменениям.
Среди людей e- встречаются люди с антиобщественным поведением: от бродяг до аффективных убийц. Они, как правило, имеют отношение к нижестоящим профессиям, требующим физической работы. Но, как отметил М. Ахтних, со своей огромной энергетикой они могут быть лидерами, но только в том случае, когда используют её конструктивно. Л. Зонди указывает, что Каины составляют одну пятую от общей численности населения. Потребности s+ и m- наблюдаются у людей с антиобщественными поведением и преступников. m- (мания) – показывает активное проявление агрессии и является противоположностью строгому контролю эмоций e+.
В то время как люди с e+ склонны к навязчивым состояниям, e-, изживая свою агрессию, не подвержены навязчивости. Иногда e- встречается у людей, занимающихся интеллектуальным трудом. В этом случае такие люди будут выражать агрессию в своей деятельности. Л. Зонди причисляет к людям с e- людей бессовестных, нетерпимых, желающих совершать зло, радоваться чужим страданиям, желающих ранить других, не имеющих страха перед Богом – все это противоположно стремлениям людей e+.
Без строгого эмоционального контроля, осуществляемого e+, люди e- импульсивны и неустойчивы. Первоначальная потребность убивать, которая является основой для потребности e-, превращается в ненависть, зависть, гнев, ярость, нетерпимость и жестокость. Полностью отсутствуют жалость и сострадание, т.к. люди e- наслаждаются страданиями и несчастьями других.
Людей e- не заботят вопросы добра и зла; им не хватает моральности и совести. Среди них встречаются аффективные убийцы, алкоголики и эпилептики.
В других случаях, людей e- можно заметить в революциях, затеянных по существенным основаниям: религиозным, расовым, патриотическим. Они борются со всеми несправедливыми людьми и институтами. Они выделяются из толпы совершением самых диких и животных поступков. Эти же люди могут использовать ту же самую насильственную энергию во благо человечества. Моисей – образец для этого.
Когда люди е- используют свою энергию конструктивно, то очень ценятся на рабочем месте. Их бесконечная энергичность заставляет совершать нереальные вещи.
Этим людям всегда присуще нечто взрывное и холерическое. Они рискуют и постоянно удивляют окружающих. Они с пылом бороться с несправедливостью в обществе. В отличие от людей с e+, которые используют физическую силу, e- использует свои умственные и эмоциональные способности для получения результатов. Люди e- борются за блага группы, а не отдельно взятого человека, как люди e+.
Больше всего Л. Зонди интересовался Каинами, Авелями и Моисеем этого мира и написал несколько книг о них, помимо всех своих комментариев в других его книгах.
Профессии, удовлетворяющие потребность e-
(по материалам книги М. Ахтниха в Der Berufsbilder-Test)
В своей книге «Судьбоанализ: выбор в любви, дружбе, профессии, болезни и смерти» Л. Зонди устанавливает, что в выборе профессии есть четыре составляющие:
- деятельность или функция;
- средства или рабочий инструмент;
- занятие или профессиональный объект / материал / цель;
- место.
Например, деятельность пилота – путешествовать и летать; средства – это самолёты; профессиональными объектами являются движение, скорость, места посадки и самолёты; местами являются самолёты.
В своей книге Der Berufsbilder-Test, М. Ахтних указывает, что каждый выбор профессии или работы включает в себя две потребности: одна потребность – первичная, другая – вторичная (но, безусловно, важная). В выборе профессии может быть более двух потребностей, но М. Ахтних концентрируется на двух самых важных. В случае пилота основной потребностью является e- (эпилептоидный круг по Л. Зонди конструктивного характера Каина; М. Ахтних называет это социальной потребностью: энергией, динамикой, движением, стремлением к активности), а вторичная потребность hy+ (истерия по Л. Зонди; М. Ахтних называет это потребностью в демонстративности, в эстетике).
Деятельность или функция, представленная М. Ахтних, быстро даёт представление о профессиональной потребности. Основные функции пилота – летать, путешествовать, рисковать, делать опасные вещи и брать на себя ответственность за других, рисковать собой (e-), а второстепенные функции – быть чем-то необычным, создавать чудо полёта, носить мундир (hy+).
Конструктивная деятельность e-:
- рисковать, делать опасные вещи (руководитель экспедиции, исследователь природы, спасатель от последствий катастрофы, акробат);
- путешествовать, ездить, летать (пилот, астронавт, капитан, моряк, водитель такси, водитель локомотива, транспортные профессии, представитель на внешней работе, проводник, стюардесса на железной дороге или авиалинии);
- идти, бегать, участвовать в гонке, прыгать, заниматься гимнастикой, танцевать (деятельность по доставке (чего-либо), почтальон, фигурист, спортсмен участвующие в беге, прыжках, инструктор по верховой езде, учитель танцев);
- подниматься, спускаться (альпинист, пилот, оператор лифта, дайвер, радиостанция-монтажник на башнях, инструктор на канатной дороге – все эти занятия включают восхождение и спуск);
- быть активным, трудолюбивым, суетиться, участвовать в разнообразных мероприятиях, которые всегда связаны с неожиданностями (гид, руководитель группы исследователей, спасатель в чрезвычайных ситуациях, люди, следящие за чрезвычайными ситуациями (полиция, пожарные), сотрудники пограничных патрулей);
- заводить двигатели, приводить в движение машины, механизмы (машинисты, водители грузовиков, заводские рабочие, механики);
- преодолевать силы природы (исследовать природных стихий = фактор G (p по Л. Зонди)):
- 7a огонь: зажечь его, погасить, сжечь что-то, нагреть, варить (кочегар или пожарный, литейщик, пекарь, кузнец, сварщик – все это касается огня и искр);
- 7б электричество: электрифицировать (электрик, инженер-электрик, рабочий с проводами высокого напряжения, работники с электричеством);
- 7в сила атома, сила Солнца (работники в области атомной энергетики и солнечной энергии);
- 7г энергия ветра, аэродинамика (аэродинамический инженер, метеоролог);
- 7e энергия земли (геолог, географ, инженер-строитель, специалист по вулканам — все те, кто связан с силами земли);
- 7ж водная стихия (инженер-строитель, инженер-землекоп, океанограф – все те, кто имеет отношение к водной стихии);
- оказывать сопротивление, восставать, переживать эмоциональное возбуждение, быть импульсивным (занятия, требующие мужества для достижения новых целей, революционеры, герои, политики);
- взять под юрисдикцию, защищать, осуждать, обвинять, наказывать (адвокат, судья, прокурор, полицейский, криминолог);
- брать на себя ответственность и рисковать собой и другими, вести других, справляться с ситуациями, быть независимыми (позиция власти (не в смысле завоевания, а ведущая), менеджер, суперинтендант, предприниматель, оптовый торговец, лидер, преподаватель, политик).
Интерпретация отвержения фактора e (-SH или –SE) по М. Ахтниху
М. Ахтних разделяет социальный аспект на две части (у Л. Зонди есть только один).
Отвергаемый фактор |
Родная, исходная потребность фактора |
Направление защиты |
Защита в качестве реакции |
-SH (e +) искать; помогать |
социальная готовность помочь |
социальная помощь обществу |
оппозиция
|
-SE (e-) Энергия |
готовность идти на риск |
осуществление рискованных действий |
потребность в защите; взволнованность |
В таблице ниже представлена полная защита и реверсия факторов SH (e+) и SE (e-).
Отрицаемый фактор |
Полная защита
|
Реверсия
|
SH (e+) помогающий, социально ориентированный тип Авеля или Моисея
.
|
Человек отворачивается от любого шанса быть полезным «каждый сам за себя». Акцент на собственном порыве к независимости: «мне не нужна ни чья помощь». Человек стремится к независимости в профессиях, где он будет полагаться только на себя. |
Испытывает разочарование от общения с другими. Из-за собственной нечистой совести человек испытывает обиду: это реакции, основанные на конфликтах совести. Человек ищет занятия, связанные со справедливостью и честностью. Человек реализует себя в профессиях, связанных с живыми существами в качестве объектов (например, с животными), для того, чтобы обеспечивать им справедливое существование |
SE (e-) энергичные социальные отношения: конструктивный Каин
|
Уклонение от опасных и рискованных профессий. Отсутствует динамическая жажда активности и инициативы. Человек отказывается от занятий, связанных с передвижением; он чувствует, что должен любить одно место и оставаться там. |
Собственная, первоначальная жажда деятельности пресекается. Теперь человек только теоретически занимается энергией, не рискует собой. |
Фактор e 0
(e = эпилепсия)
(0 = разряженная)
Реакция e0 указывает на отсутствие напряжения в управлении эмоциями; это означает, что эмоции могут быть легко разряжены. Реакция e0 может также означать, что произошла разрядка агрессивных и грубых эмоций, например, после эмоционального взрыва или эпилептического припадка. Если человек постоянно даёт реакцию e0, это означает, что агрессия постоянно разряжается. Разрядка может быть нормальной или патологической.
Фактор hy
(hy = истерия)
(М. Ахтних: потребность показать, демонтировать, эстетически чувствовать)
Фактор hy +
(hy = истерия)
Эпилептическая потребность – контролировать сильные эмоции s+; истерическая потребность заключается в том, чтобы контролировать нежные эмоции, которые описаны в h+. И истерически, и эпилептики полны сюрпризов. У истериков, в отличие от эпилептиков, должна быть аудитория.
И эпилептики, и истерики имеют нарушения в управлении эмоциями. В то время как эпилепсия связана с этическими вопросами, то есть с внутренним контролем добра и зла, истерия связана с моральными вопросами: «соответствует ли они требованиям, продиктованным обществом?». Оба демонстрируют влияние суперэго. В частности, в истерии присутствует запрет на инцестацию. Поскольку эмоции людей hy+ основаны на более тонких эмоциях потребностей h+, поэтому взрывные вспышки (как у актёра на сцене) имеют меньшее количество и качество, в отличии от эпилептиков, выражающих свои сильные эмоции s+. Графологи уже давно считают, что присутствие лёгкого нажима является одним из основных графических характеристик hy+ – вспыхивает, а затем быстро забывает об этом. Подчерк эпилептика имеет сильный нажим, и когда у него случается эмоциональный всплеск, то это событие запоминается на долго. Эпилептика затуманивают гнев, ревность или другие сильные эмоции; истеричка – нет. Отто Премингер, известный кинорежиссёр, был известен своими тираническими вспышками на съёмочной площадке, но быстро забыл об этих событиях, и, вскоре вновь становился лучшим другом тем, на ком только что сорвал свои эмоции.
Буря в стакане, создаваемая человеком, движется в любом направлении. Эмоциональная вспышка человека hy+, связанна с размашистым движением тела, и напоминает движения такой бури. hy- возникает при опасности: потребность притвориться мёртвым (защитный механизм животных при нападении хищника). Примером может служить действие черепахи при нападении хищника.
Истерика на фрейдистском уровне олицетворяет эксгибиционистская потребность. Однако потребность hy+ имеет более широкий смысл и относится к любому, кто демонстрирует себя, таким образом, фактически отображает своё эмоциональное состояние для окружающих. Это, безусловно, универсальная потребность. Когда кто-то положительно реагирует на фотографии истериков в тесте Зонди, он указывает на интенсивность и качество этой эксгибиционистской потребности. М. Ахтних называет эту потребность потребностью показать себя. Если кто-то отрицательно реагирует на фотографии истериков в тесте Зонди, это также указывает на то, что потребность в эксгибиционизме существует, но сдерживается.
Люди, которые позитивно реагируют на фотографии истерики в тесте Зонди, показывают, что они идентифицируют себя с потребностью проявлять свои эмоции каким-то ощутимым образом. Будет ли человек реализовывать эту потребность положительным образом, зависит от реакций в других факторах.
В отличие от эпилептика, у которого есть глубокие и интенсивные эмоции, у hy+ не слишком высокая эмоциональная глубина. Эмоции, которые являются поверхностными, могут быть легко выражены. Таким образом, человек hy+ выражает эмоции легко и имеет поверхностную эмоциональную жизнь.
Лица, с hy+ должны иметь аудиторию. Поэтому они любят ситуации, при которых можно находятся в центре внимания. Профессиональные актёры, исполнители всех видов, в том числе спортивные деятели, политики, учителя и профессора (все, кто выступает на сцене и находится в центре внимания) – являются любимыми профессиями людей hy+.
Конверсионная истерия – одна из патологических возможностей судьбы человека hy+. Ипохондрия и тревожная истерия (частные виды патологии) относятся к царству человека hy+.
Человек hy+ тщательно оценивает аудиторию и ситуацию, прежде чем показывать своё эмоциональное состояние. В чем суть подобной оценки? Человек hy+ любит угождать, тщательно относится к интересам зрителей и, прежде всего, к возможности поразить людей своей красотой или умениями. Человек hy+ любит соблазнять и влиять на других.
Деньги для таких людей представляют большой интерес (хотя и не обсуждаются), потому что наличие денег даёт человеку возможность владеть собственной жизнью и быть независимым.
Люди hy+ хотят успеха, вкуса славы, признания. Таким образом, они очень амбициозны в своих целях и очень ловко их достигают. Они почитают тех, кто достиг высокого социального положения и тех, кто более изобретателен и умён, чем они сами.
Человек hy+ всегда живой в своих занятиях, очаровательный и даже ироничный.
В отличие от человека e+, следующего духу закона, человек hy+ больше руководствуется текстом, чем духом. Он меньше склонен к глубоким страданиям, потрясениям и жизненным травмам, чем эпилептик. Истерик приспосабливается к обстоятельствам и ищет какой-то компромисс, который позволит выбраться ему из сложной ситуации.
Все эти положительные качества могут стать отрицательными, если человек hy+ будет преувеличивать потребность во внимании. Затем человек становится открыто эгоистичным. В своём желании достичь цели он критикует других и играет любую роль, чтобы добиться успеха любой ценой.
Л. Зонди отмечает, что потребность в hy+ может сделать людей бесстыдными эксгибиционистами и разрушителями всех границ стыда, вызвать отвращение. У них может появиться потребность выставлять свою жизнь на всеобщее обозрение. Во время конфликта они производят дрожащие движения, тики, бегают туда-сюда, ходят в верх – в низ. Из-за беспокойства все их тело трясётся. Они приносят в мир распутство и раскованность. Они бесстыдны. В современных условиях человек hy+ любит лозунги: «Просто сделай это!». «Нет ограничениям!».
Профессии, удовлетворяющие потребность hy+
В своей книге «Судьбоанализ: выбор в любви, дружбе, профессии, болезни и смерти» Л. Зонди устанавливает, что в выборе профессии есть четыре составляющие:
- деятельность или функция;
- средства или рабочий инструмент;
- занятие или профессиональный объект / материал / цель;
- место.
Например, деятельность режиссёра – снимать и представлять что-то художественно; средства – это плёнка и камера, аксессуары для декора, реакция со стороны общественности; профессиональными объектами являются фильм, кинозритель, насыщенные события; местами – работающая студия и любое другое место вовне.
В своей книге Der Berufsbilder-Test, М. Ахтних указывает, что каждый выбор профессии или работы включает в себя две потребности: одна потребность – первичная, другая – вторичная (но, безусловно, важная). В выборе профессии может быть более двух потребностей, но М. Ахтних концентрируется на двух самых важных. В случае режиссёра, основной потребностью является hy+ (в анализе М. Ахтних – потребность показать, выполнить, использовать эстетический смысл), а вторичная потребность – e- (по Л. Зонди эпилептический круг характера Каина; М. Ахтних называет это социальной потребностью конструктивного характера Каина: потребностью в энергии, динамики, движении, жажде деятельности). Режиссёру нужно много энергии, чтобы корректировать направление фильма.
Деятельность hy+ (показать, продемонстрировать, иметь эстетический смысл):
- показать, например, свою красоту, силу, доброту, ум, эффективность или произведение, которое является уникальным (танцовщица, модель, художник, спортсмен, профессии, в которых носят униформу);
- исполнять или художественно изображать (исполнитель, художник, скульптор, музыкант, дирижёр, актёр);
- выступать с речью, произносить, выступать в качестве оратора или певца, публиковать, демонстрировать (политик, профессор, писатель, журналист, оратор);
- стоять в свете прожекторов, публично рассказывать о себе или о новостях, представлять (журналист, репортёр, редактор, политик);
- пропагандировать, выдвигать, заставлять заручиться, заманивать (пропагандистский и рекламный работник, демонстратор чего-то, продавец, арт-дилер);
- делать человека красивым, привлекательным, составлять, одеть (косметолог, модельер);
- фотографировать, снимать (фотограф, кинорежиссёр, оператор);
- украшать, золотить, придавать лоск, блекс, орнаментировать, полировать, лакировать, рисовать (декоратор), украшать, работать с декоративной обёрточной бумагой;
- рисовать, мастерить, удовлетворять эстетические потребности (ремесленник, ювелир, художник по керамике, дизайнер, декоратор интерьера, создатель газеты);
- посвящать себя прекрасным людям или вещам, смотреть и любоваться красотой, красивыми людьми или вещами (занятие, в котором можно работать с красивыми вещами).
Фактор hy-
(hy = истерия)
Когда люди отрицательно реагируют на фотографии истериков в тесте Зонди, они противопоставляют себя и отвергают эксгибиционистское проявление эмоций истерии. Человек hy- будет контролировать выражение тонких эмоций h+. Нарциссические и эксгибиционистские потребности хорошо контролируются людьми hy-. Подобный контроль и блокирование проявления эмоций приводят к интенсивной внутренней эмоциональной жизни. Здесь очевиден контраст с поверхностной эмоциональностью людей hy+.
Как и у людей с hy+, hy- указывает на здоровое суперэго.
Люди hy- из-за блокировки эмоций внутри, имеют богатую и яркую фантазийную жизнь, часто мечтают.
Опять же, важно помнить, как часто подчёркивает С. Дери, отрицательный выбор вовсе не означает, что у человека нет этой потребности. Потребность столь же сильна, если даже не сильнее, из-за того, что была вытеснена и не реализована, как при положительных выборах. Потребность не реализовалась и стала ещё более значимой в жизни человека.
Если отрицательные ответы напряжены (то есть произведено более трёх выборов), то эксгибиционистская потребность проявляется, но в какой-то искажённой форме. Гомосексуализм (латентный, но субъективно ощущаемый), тревожная истерия, диффузная тревога, фобия и ипохондрия являются ведущими нервными проблемами. У людей с гиперчувствительностью никогда не бывает таких тревог, потому что они выражают свои эмоции, пусть даже в замаскированных формах конверсионной истерии. hy- является наиболее распространённым показателем тревоги в тесте.
Люди, которые дают отрицательные ответы скромны и смиренны.
Из-за удержания выражения более тонких эмоций, усиливается воображение. Можно жить в мечтах и обладать предчувствиями. Таким образом, можно испытать то, что не доступно в реальности. С другой стороны, будучи скрытными, тактичными и мягкими, люди hy- не осмеливаются быть собой, скрывают свою чувствительность и нежность, т.к. воспринимают это как слабость, и, следовательно, занижают самооценку. Опасаясь и блокируя социальные контакты, люди hy- стараются не привлекать внимания и подавлять собственные желания.
Другими характеристиками hy- являются слабость, робость, застенчивость, чувство стыда, неуклюжесть, неловкость, озадаченность, замешательство, самосознание, скрытие себя.
У них очень глубокие эмоции, но они не осмеливаются их выражать. В моменты, когда эмоции можно было выразить, возникает какого-то рода паралич в речи, мыслях, чувствах или памяти. Однако эмоции могут жить в вымышленном мире. Это применимо к сфере искусства, особенно к драматическому.
Л. Зонди пишет, что в военное время заболеваемость hy сошла на минимум. Это явления иммобилизации: истерическая неспособность идти, стоять, говорить и думать. Эти явления возвращают людей к примитивной, животной реакции, притворству умершим, чтобы скрыться и выжить.
Реакцией Адама и Евы в Эдемском саду, осознавших свой грех вкушения с древа знания, было скрытность и чувство стыда. Подобные реакции преобладают у современных людей с результатами hy-.
Интерпретация отвержения фактора hy по М. Ахтниху
Отвергаемый фактор |
Родная, исходная потребность фактора |
Защита, направленная на желания |
Защита в качестве реакции |
-Z (hy-) потребность в демонстративности |
потребность проявить себя
|
показать себя; эксгибиционизм
|
стыд, желание спрятаться |
В таблице ниже представлена полная защита и реверсия фактора hy-.
Отрицаемый фактор |
Полная защита |
Реверсия |
-Z (hy-)
|
Потребность проявить себя отсутствует или не может быть оправдана. Существуют реакции торможения и стыда, способные нанести вред карьере. Человек не хочет или не может показать свою работу, не может выйти вперёд и скрывается в тени. В конце концов, каждый признает, что если нет эстетического художественного таланта, то нельзя заниматься делом, требующим демонстрации себя и результатов своего труда. Возможная ответная реакция музыкантов и красивых людей. |
Выбираются профессии, в которых человек не ставит себя в центр внимания. Человек должен оставаться на заднем плане, не быть заметным и оставаться анонимным. Человек не выбирает индивидуалистические профессии, которые подчёркивают человека, где нужно проявлять себя. Тем не менее, можно выбрать профессии, в которых что-то создаётся и что-то можно показать: поиск любой художественной формы, которая может быть продемонстрирована. |
Фактор hy 0
(hy = истерия)
Нулевая реакция указывает на то, что потребность продемонстрировать себя или свою работу реализовалась каким-то образом.
Потребность hy легче прожить, чем другие потребности; поэтому изменения в потребностях могут появляться довольно часто по мере изменения ситуации у человека. Даже если hy0 является постоянной реакцией в течение определённого периода времени, невозможно точно знать, как именно выразилась эксгибиционистская потребность, будь то нормально или патологически. Один факт известен точно: люди с реакцией hy0 больше не имеют контроля над своими эмоциями и сразу демонстрируют их окружающим. Такое эмоциональное поведение очень часто распознается и позволяет утверждать, что такой человек относится истерическому типу личности.
Паталогически реакция hy0 появляется у маниакальных индивидуумов в антиобщественном поведении, при котором они публично осуществляют свои потребности. В поведении преступников и психопатов также отсутствует эмоциональный контроль потребностей. Компульсивные невротики также показывать такую реакцию, потому что они осуществляют свои потребности в компульсивных ритуалах и церемониях.
Так как потребность в действии удовлетворена, реакция hy0 менее часто встречается у лиц с тревожной истерией.
Реакция hy0 указывает на слабость моральной цензуры. Человек безразличен к общественным правилам.