Давайте рассмотрим фотографический портрет молодой женщины. Силуэт женщины контрастирует со светлым фоном, как будто фон изначально был полным, но затем был убран в портретной студии. У женщины большие глаза, вьющиеся волосы, стянутые в шиньон, и брошь в форме полумесяца на воротнике. На этой даме одето платье из хлопкового муслина с пышными рукавами и украшением на корсаже (из свежих цветов?). Она держит на коленях книгу (или бумагу) и широкополую соломенную шляпу от солнца, как будто только что прогуливаясь по парку.
Эмоциональная температура этого портрета холодна. Женщина выражает мало эмоций, за исключением расслабленного взгляда довольной буржуазии. Её взгляд чувствителен, если не выразителен. Этот портрет, по-видимому, был сделан не для того, чтобы вызвать сильную эмоциональную или интеллектуальную реакцию со стороны зрителя, а скорее для того, чтобы служить памятью в поздневикторианской манере. Можно с уверенностью предположить, что этот образ доставляет удовольствие зрителю во втором десятилетии двадцать первого века не потому, что мы очарованы ее удивительной красотой, но из-за ее причудливого поведения и костюма, которые передают историческое, ностальгическое настроение.
Портрет достаточно симпатичен. Но для читателей, которые испытывают положительный эмоциональный отклик к женщине, изображенной на этой фотографии, может быть шоком то, что это выявляет их собственные скрытые истерические тенденции. С точки зрения Зонди, наблюдатель, положительно отреагировавший на эту фотографию (то есть тепло относящийся к представляемому человеку), обнаруживает бессознательную склонность к истерии. Фактически, несмотря на удивительно невинный облик, этот портрет молодой женщины, приобретенный или созданный государственной больницей Фридрихсберг в Гамбурге, был обязан своему происхождению научным целям. Впервые он был опубликован в качестве иллюстрации психического состояния в учебнике Вильгельма Вейгандта «Атлас и план психиатрии». Таким образом, мы имеем дело с фотографией, которая путешествовала во времени или, скорее, дожила до того момента, когда сорок лет спустя, с тем же диагнозом (истерия), была включена в качестве части проективного теста, разработанного Зонди.
Подпись под фотографией в книге указывает, что этот пациент – «случай 26», «кокетливый истерик». Ее симптомы, считающиеся типичными в своем роде, подробно описаны на страницах книги Вейгандта, которая была издана под эгидой психиатрической больницы Гамбургского университета на рубеже XX века. В своей истории болезни Вейгандт приводит многочисленные анекдотические «доказательства» того, что случай 26 был истеричным и патологически непристойным. По имеющимся сведениям, пациентка 26 была бунтующей, непослушной девочкой до того, как попала в клинику Вейгандта. В семнадцать лет она познакомилась с несколькими молодыми людьми и занялась воровством в магазинах. Она заявила, что врач в больнице хотел иметь с ней отношения и признал ее сумасшедшей только потому, что она отказалась от его внимания. Она отказывалась узнавать свою мать в дни посещений и продолжала вести себя кокетливо, беспорядочно-эротично, называя врачей по имени. Она спрашивала, готовы ли их экипажи отвезти ее куда-нибудь вечером. Она набрасывалась на врачей, называя их «мой муж». Она пела непристойные песни и писала эротические стихи и письма воображаемым любовникам, подписывая их «Пони» или «Эльза». Будучи помещенным в психиатрическую лечебницу, пациентка 26 по-детски танцевал босиком, распевая кокетливые куплеты:
О, я так люблю целовать
Красивых молодых господ
О, я постоянно целуюсь,
Что становлюсь все хуже с каждым днем.
Во время галлюцинаций пациентка 26 угрожала выброситься из окна и говорило об убийцах, призраках и ножах. Иногда она отказывалась надевать свои ботинки или отказывалась от еды, настаивая на том, что он был отравлен или вспыхивал от неконтролируемого плача. Несмотря на все это «Бури и натиск», она заботилась о своей внешности, надевала ленточки на волосы и агрессивно «заимствовала» туалетные принадлежности других женщин-пациентов. Мы уже убедились, в том, что на фотографии нет ничего, указывающего на чрезвычайно кокетливое поведение или истерию, или любое психическое заболевание вообще. Действительно, портрет эстетизирован в соответствии с местными современными ценностями. Только подпись под фотографией указывает кем была эта скромная анонимная женщина. На самом деле, только текст Вейгандта придает этой фотографии значение, отличное от причудливости и очарования.
(Atlas und Grundriss der Psychiatrie by Wilhelm Weygandt. 1902).
Имеет две тенденции (два энергетических направления).